Депутаты маслихата в Казахстане должны представлять интересы народа на местном уровне, контролировать работу органов власти, разрабатывать социально-экономические программы, взаимодействовать с избирателями и участвовать в создании местных законов. Однако на практике их влияние часто оказывается ограниченным. Несмотря на реформы президента, которые предоставили новые инструменты для усиления их влияния, кажется, что депутаты либо не осознают своей реальной власти, либо зависят от акиматов, что приводит к тому, что они ограничивают свою деятельность рамками, которые сами же и установили.
На сайте Мажилиса публикуются депутатские запросы, что позволяет избирателям отслеживать деятельность своих представителей. Однако, например, на сайте Аппарата маслихата Алматинской области практически отсутствует информация об их деятельности. Последние опубликованные запросы депутатов маслихата датированы 2022 годом.
Последняя информация о проведенных сессиях была в 2023 году.
Отчет председателя о проделанной работе и текущих проектах только на 2019 и 2020 год.
Фактически, единственное, что можно найти, – это имена и контакты депутатов.
Из-за практически отсутствия информации, избирателям сложно оценить качество работы.
По закону «О местном самоуправлении», депутаты обязаны поддерживать постоянную связь с избирателями, но на практике эта инициатива не проявляется. В итоге, жители чаще обращаются в акимат, а не к своему депутату, потому что не знают, за что он отвечает и какую работу выполняет.
Более того, областной бюджет публикуется без достаточной детализации, что затрудняет понимание использования бюджетных средств. Это приводит к тому, что маслихат воспринимается как орган, который просто утверждает решения акимата, не оказывая реального влияния на региональную политику.
И по причине того же отсутствия информации на сайте аппарата маслихата, интернет-портал Sona.kz 15 августа обратился к председателю маслихата с запросом о выполнении депутатами своих предвыборных обещаний, количестве запросов и проведенных приемов граждан. Ответа не последовало, и только после повторного обращения через портал eOtinish 20 августа аппарат маслихата предоставил ответ.
По предоставленному списку, в Алматинской области наблюдается недостаточная активность в работе с запросами в государственные органы.
Председатель маслихата, Куат Байгоджаев, который должен быть лидером в этом процессе, направил всего восемь запросов. Его запросы к региональным властям направлены на улучшение условий жизни и повышение эффективности работы государственных структур.
В депутатском корпусе Алматинской области есть два человека, которые всю свою карьеру провели в органах местного самоуправления — Махаббат Бигелдиев и Лаззат Турлашов. Оба ранее занимали посты заместителей акима Алматинской области и возглавляли несколько районов. Однако, несмотря на их значительный опыт в управлении, они не особо активны в работе, что вызывает вопросы о реальной эффективности их деятельности и использовании полномочий для решения проблем региона.
Турлашов в этом году занимался вопросами строительства и развития инфраструктуры в Алматинской области. Он направил четыре обращения с начала года к региональным властям с целью ускорения реализации важных проектов для улучшения условий жизни местного населения.
В 2024 году Махаббат Бигельдиев направил три обращения к руководству различных управлений Алматинской области с целью ускорения завершения строительных проектов и улучшения инфраструктуры в регионе. Его запросы касаются своевременного финансирования и завершения ключевых объектов.
Депутат Айгуль Кунанбаева 15 июля обратилась к первому заместителю акима Алматинской области, с просьбой выделить средства на строительство Молодежного ресурсного центра в Карасайском районе. Однако спустя месяц, 15 августа, она повторно направила аналогичный запрос, что может говорить о недостаточном использовании депутатских полномочий. Такая ситуация будто отражает общую пассивность депутатов, которые, имея возможность смещать акимов и добиваться реальных изменений, вынуждены повторять одни и те же запросы.
Аналогичный пример — Махаббат Бигельдиев, который 12 июня направил запросы в Управление экономики и бюджетного планирования и Управление строительства Алматинской области с просьбой обеспечить полное выделение оставшихся бюджетных средств для завершения строительных объектов. Тем не менее, 21 августа Бигельдиев был вынужден повторно обратиться в те же управления с запросом о текущем состоянии строительных работ.
Всего Кунанбаева и Бигельдиев отправили по три и пять запросов с начала года соответственно.
Следует отметить, что из 38 депутатов в Алматинской области, активность проявляют лишь половина из всего количества. По данным аппарата маслихата Алматинской области, с начала года в госорганы отправили:
- Аманкельды Сембаев — 5 запросов
- Султан Нурдаулетов — 11 запросов
- Асель Заирова — 13 запросов
- Даулет Жарасбаев — 15 запросов
- Меруерт Молдашева — 5 запросов
- Айдар Сарипов — 4 запроса
- Сергей Горяной — 4 запроса
- Гульжан Тусибиянова — 4 запроса
- Рустем Отембаев — 4 запроса
- Ербол Жаксыбаев — 2 запроса
- Кияс Акберген — 2 запроса
- Билалдин Ушуров — 2 запроса
- Абдуманап Илахунов — 2 запроса
А также у Мурата Увалиева, Жениса Бектасова, Нурбола Алиева, Сайдуллы Сарсекова, Болатжана Нурбекова, Гульжан Ерубаевой, Ерболата Кусайынова, Елдоса Ушкемпирова, Гульнары Курметовой — всего по одному запросу с начала года.
Занимательный момент. До нашего официального обращения в маслихат, у нашей редакции сложилось впечатление, что депутатская активность в плане подачи запросов для решения насущных проблем местного населения была, мягко говоря, не особо активной и едва ли отличалась особым рвением. Однако после того, как маслихат получил прямой запрос от СМИ о своей работе, слуги народа будто зашевелились и их запросы в госорганы пошли один за одним. Ранее игнорируемые вопросы, такие как транспортная доступность, состояние образовательных и медицинских учреждений, а также экологические проблемы, стали актуальными с 15 августа, когда редакция запросила данные о работе маслихата. Такая резкая смена темпа работы наталкивает на определенные размышления.
Мы, конечно же, никого не уличаем, но трудно не заметить, что активность началась именно тогда, когда на деятельность депутатов обратили внимание. А ведь они могли бы проявлять больше инициативы и без внешнего напоминания.
Маслихатам требуется больше открытости и прозрачности, а депутатам — активная позиция, чтобы они могли эффективно представлять интересы своих избирателей и решать реальные проблемы регионов.
Аппарат маслихата в своем ответе редакции, фактически снял с депутатов ответственность за выполнение предвыборных обещаний, заявив, что оценка их достижений не входит в его компетенцию. Кроме того, было указано, что контроль за приемами граждан и оценка работы депутатов также не входят в их обязанности.
Проблемы, с которыми сталкиваются жители Алматинской области, требуют не пассивных наблюдателей, а активных и ответственных депутатов.
Маслихат, как и многие другие местные представительные органы, формально обязан играть ключевую роль в управлении городом, участвуя в утверждении бюджета, генерального плана и других значимых проектов. Однако, мы видим, что орган не оправдывает ожиданий как эффективный канал связи между жителями и властями. Депутаты, которые должны быть первыми защитниками интересов населения, зачастую проявляют недостаточную инициативу, что оставляет население в положении, когда их насущные проблемы остаются неуслышанными.
Именно из-за этого жители все чаще обращаются к инфлюенсерам и журналистам в надежде, что те смогут донести их голос до властей. В результате медиа и блогеры становятся основными каналами коммуникации между обществом и властями, хотя эта роль по праву должна принадлежать местным представительным органам, таким как маслихат.
Такая ситуация подчеркивает необходимость кардинальных изменений в подходе маслихатов к своей работе. Открытость и прозрачность должны стать основными принципами их деятельности. Для этого маслихаты должны регулярно выкладывать информацию о своей работе, депутатских запросах, решениях и достижениях. Это не только укрепит доверие населения к органам власти, но и сделает их работу более эффективной, что в конечном итоге позволит лучше решать проблемы граждан. Текущая практика, при которой большая часть деятельности маслихатов остается в тени, не только снижает их авторитет, но и подрывает саму суть представительной демократии, которая должна строиться на принципах открытости и подотчетности перед избирателями.