Согласно решению суда, ключевую роль в установлении связей между Джумагельдиевым и национальными органами безопасности сыграл Руслан Искаков, бывший заместитель начальника пятого департамента КНБ. В 2016 году он предложил Джумагельдиеву сотрудничество, пообещав покровительство со стороны КНБ. Это предложение стало поворотным моментом в истории криминального лидера, который, заручившись поддержкой государственных структур, стал расширять свои сферы влияния.
Преступная организация и поддержка КНБ
После вступления в коалицию с КНБ, Джумагельдиев приступил к созданию преступной группировки. В суде уточнили, что для укрепления своей позиции он привлек знакомых людей, которые обладали необходимыми качествами: психологической устойчивостью, отсутствием страха перед уголовным преследованием и физической подготовкой. Преступная организация была разделена на функционально и территориально обособленные группы, подчинявшиеся исключительно Джумагельдиеву.
По данным суда, подразделения КНБ, которыми руководил Искаков, ликвидировали несколько конкурирующих преступных группировок, что позволило Джумагельдиеву укрепить своё влияние в преступном мире. Однако, несмотря на ликвидацию конкурентов, Искаков не предпринимал шагов по пресечению незаконной деятельности самой группировки Джумагельдиева.
С декабря 2017 года Джумагельдиев дистанционно контролировал свою организацию, находясь в Турции, но продолжал координировать действия своих подчиненных в Казахстане, Турции и ОАЭ.
Январские события 2022 года и роль Джумагельдиева
В начале 2022 года Джумагельдиев, Искаков и экс-депутат Кайрат Кудайберген стали одними из главных организаторов массовых беспорядков, стремясь захватить власть силовым путем. Суд установил, что в декабре 2021 года Джумагельдиев вернулся в Казахстан, чтобы подготовить события, приведшие к январским протестам.
Во время беспорядков Кайрат Кудайберген организовал штаб в гостинице «Казахстан», куда пригласил группировку Джумагельдиева. Оттуда они руководили действиями вооружённых групп и других участников протестов.
Приговоры по делу
Арман Джумагельдиев был признан виновным по ряду статей, включая организацию массовых беспорядков и похищение людей. Суд приговорил его к 20 годам лишения свободы. Руслан Искаков получил 15,6 лет тюрьмы, а Кайрат Кудайберген — 8 лет.
Другим участникам преступной деятельности, в том числе членам банды Джумагельдиева (всего 13 человек), назначены наказания, варьирующиеся от 10 до 15,5 лет лишения свободы. Несколько участников массовых беспорядков, не входящих в банду, получили наказания от 1,5 до 7 лет.