На сегодняшний день более 73 тысяч водителей зарегистрировались как индивидуальные предприниматели (ИП), что позволило им получить льготные налоговые условия, участвовать в пенсионной системе, а также пользоваться обязательным медицинским и социальным страхованием.
«Я работаю в такси давно. Раньше всё было неофициально — ни справок, ни стажа. Я думал, что ИП — это сложно: бегать по налоговым, стоять в очередях. А оказалось всё проще», — рассказывает один из водителей.
Гибкий подход к отчислениям
Согласно новым правилам, водители и другие самозанятые, работающие через онлайн-платформы, могут самостоятельно выбирать размер социальных отчислений:
-
либо в льготном размере — 1% от дохода,
-
либо по общеустановленным ставкам:
-
ОПВ (обязательные пенсионные взносы) — 10%,
-
СО (социальные отчисления) — 5%,
-
ВОСМС (взносы на ОСМС) — 5% от 1,4 МЗП.
-
Результат — стабильность и доступ к медицине
Многие водители уже почувствовали преимущества официального статуса. Помимо уверенности в завтрашнем дне, они получили доступ к государственным медицинским услугам.
«Недавно мне вырывали зуб, было осложнение. Без ОСМС я бы сильно потратился. А сейчас чувствую себя защищённым. Даже в случае аварии могу рассчитывать на пособия. Раньше я вообще не думал о медосмотрах, теперь хожу регулярно», — делится другим водитель такси.
Платформенная занятость становится частью официальной экономики
Минтруд подчеркивает, что цель реформы — вывести из тени массовый сектор самозанятых и повысить уровень социальной защищённости. Нововведения также способствуют формированию прозрачной системы налогообложения и развитию цифровой экономики.
Ожидается, что в ближайшие годы ещё больше граждан, занятых в сервисах такси, доставки и фрилансе, смогут воспользоваться новыми возможностями, не теряя свободу выбора, но получая официальные права и социальную поддержку.