Первый заместитель премьер-министра Роман Скляр в кулуарах Акорды подробно разъяснил механизм уплаты и возврата утильсбора для автопроизводителей. По его словам, система основана на прямой норме экологического законодательства и не относится ни к субсидиям, ни к мерам стимулирования, передаёт Sona.kz со ссылкой на Syrmedia.kz.
Скляр пояснил, что производители ввозят автомобили в виде разобранных комплектов. При пересечении границы компания уплачивает утильсбор в полном объёме. После сборки транспортного средства и его последующей продажи уплаченная сумма возвращается производителю.
«Во время ввоза он заплатит миллион тенге. Когда автомобиль продан, этот миллион ему возвращается», — заявил он.При этом, по словам вице-премьера, речь идёт именно о возврате средств, а не о финансовой поддержке отрасли.
«В кодексе это фактически возврат. Но люди, которые хотят очернить наше намерение, говорят “стимулирование”, а не “субсидирование”. Это не то и не другое — это возврат. Эти деньги выбиваются из оборота компаний и перечисляются по нормам экологического кодекса», — подчеркнул Скляр.
Он также отметил, что обсуждаемые в публичном поле крупные суммы формируются из-за цикличности операции: один и тот же миллион может быть уплачен и возвращён несколько раз. При ввозе каждой новой партии автокомплектов. Для импортёров готовых автомобилей механизм не действует.
«Автосалон, который купил готовый автомобиль, заплатил миллион и всё, деньги остаются в бюджете», уточнил он.
Кроме того, изменение порядка уплаты утильсбора сейчас затруднено международными обязательствами Казахстана. Скляр напомнил, что при вступлении в ВТО страна снизила таможенную пошлину на автомобили с 30% до 15%.
«Если отменить эту норму в прямом платеже, это будет непонятно партнёрам и может выглядеть как нарушение», — сказал первый заместитель главы правительства.









