Развитие метрополитена и легкорельсового транспорта в Алматы может выйти за пределы города и связать мегаполис с пригородными территориями, включая город Алатау. Такие планы озвучил генеральный директор НИИ «Алматыгенплан» Асхат Садуов в ходе общественных слушаний по обновлённому Генеральному плану Алматы до 2040 года, передаёт Sona.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.
По его словам, в проект развития метро внесены существенные корректировки. В частности, рассматривается продление действующей линии метрополитена до станции «Барлык». Далее планируется соединение этой станции с железнодорожным вокзалом Алматы-1. Такой подход, как отметил Садуов, является классическим транспортным решением, направленным на увязку ключевых транспортно-пересадочных узлов города и повышение связности инфраструктуры.
После соединения с вокзалом линию метро планируют развивать дальше в северном направлении. Она будет интегрирована с проектируемой зелёной линией, что позволит обеспечить быстрый и удобный доступ между Алматы и городом Алатау. По словам разработчиков генплана, вынос метрополитена за границы города отвечает долгосрочной стратегии агломерационного развития и росту пригородных территорий.
Параллельно в Алматы рассматривается реализация проекта легкорельсового транспорта (LRT). Согласно предварительным планам, линия LRT начнётся от станции «Барлык», пройдёт по улице Толе би, затем по проспекту Абылай хана с выходом к вокзалу Алматы-2 и далее в сторону восточных районов города. Предусмотрено также соединение с южной частью мегаполиса через новые пробиваемые магистрали.
Как сообщил Асхат Садуов, в настоящее время завершается разработка технико-экономического обоснования первой очереди LRT. После его утверждения станут понятны конкретные сроки строительно-монтажных работ. В качестве возможного формата реализации рассматривается EPC-контракт, при котором один подрядчик отвечает и за проектирование, и за строительство, что может существенно сократить сроки выполнения проекта.
При этом в городе продолжается активное строительство уже запланированных объектов метро. Станцию «Калкаман» и прилегающие тоннели планируется завершить в первой половине 2026 года. На объекте ведутся монолитные и отделочные работы, прокладка инженерных коммуникаций и подготовка к монтажу оборудования. Ранее также сообщалось о готовности проектно-сметной документации на участок от «Калкамана» до рынка «Барлык», где предполагается строительство ещё трёх станций.
В целом обновлённый Генеральный план Алматы до 2040 года делает ставку на приоритетное развитие общественного транспорта. Помимо расширения сети метро и запуска LRT, документ предусматривает развитие BRT, создание выделенных автобусных полос и формирование единой транспортной системы, способной снизить нагрузку на дороги и повысить мобильность жителей города и прилегающих населённых пунктов.









