По словам Сулейменова, многие заемщики, принимая решение о кредите, прежде всего обращают внимание на стоимость товара и удобство выплат, не задумываясь о полной стоимости кредита. Например, покупая товар в кредит, они чаще всего проверяют, какой будет ежемесячный платеж, а не интересуются реальной процентной ставкой. Это снижает влияние базовой ставки на кредитование.
Тимур Сулейменов привел яркий пример, который отражает поведение большинства казахстанцев при оформлении кредита.
«Вы пришли в магазин, хотите купить телевизор. В одном из окошек вам предлагают кредит. Вы не обращаете внимание на процентную ставку, вам важен только размер ежемесячного платежа. Например, телевизор стоит 500 тысяч тенге, а ежемесячный платёж — 50 тысяч тенге, и вам кажется, что это вполне подъемно. А какая ставка по кредиту — 20%, 21% или 22% — вы не задумываетесь, потому что для вас важнее, сколько нужно платить каждый месяц», — рассказал председатель Нацбанка.
Таким образом, для многих казахстанцев месячный платеж становится основным ориентиром при выборе кредита. Это приводит к тому, что изменение базовой ставки оказывает меньшее влияние на поведение заёмщиков в сфере потребительских кредитов, и регуляторы вынуждены искать другие способы контроля и регулирования этого рынка.