В Алматинской области критическая нехватка учебных заведений. В регионе 31 школа работает в три смены, а новые строят недостаточно быстро. Однако вместо того, чтобы решать проблему, местные власти умудряются продавать уже существующие школы. В Карасайском районе выявили два случая незаконной передачи зданий частникам.
Редакция Sona.kz направила запрос в прокуратуру области, чтобы выяснить все обстоятельства.
В 2018 году здание сельской школы в Шалкаре Карасайского района передали ТОО «Карасай тургын уй» якобы для увеличения уставного капитала компании.
- Постановление подписал исполняющий обязанности акима Максут Джапаров.
- Через месяц его сменил Жанат Тажиев, который одобрил продажу здания и прилегающего участка за 15 миллионов тенге.
После этого школа несколько раз меняла владельцев:
- В 2018 году ее купил предприниматель Шерхан Алибекович.
- В 2019 году здание перешло в собственность ТОО «Іргетас Құрылыс-И». Любопытное совпадение, эта компания стабильно получает госконтракты и выигрывает тендеры именно в тех регионах, где работает Махаббат Бигельдиев. Руководит ею Алибек Сарсенов. В кулуарах акимата говорили, что они являются друзьями со студенческих времен.
- В 2022 году его передали другому владельцу на условиях дарения.
- В 2023 году последний собственник Олжабай Садуахас Сагындыкович неожиданно решил вернуть школу государству бесплатно.
Теперь в этом здании снова работает школа искусств.
Похожий случай произошел в Каскелене. Там юридическое лицо пыталось получить здание школы искусств площадью более 1000 кв. м. Но прокуратура вмешалась, и суд признал сделку незаконной.
«Апелляционная инстанция поддержала ходатайство прокурора. Школа возвращена в государственную собственность», – сообщили в прокуратуре Алматинской области.
Ответственность понес только один человек – глава отдела финансов Карасайского района Тоты Каримова. В 2019 году ей объявили выговор.
На момент сделки в 2018 году акимом Карасайского района был Махаббат Бигельдиев, а его заместителем по вопросам идеологии – Айжан Назарбаева. В отношении них никаких мер не принимали.
Редакция спросила прокуратуру, какие меры принимаются, чтобы не допустить подобных случаев в будущем. Однако вместо ответа надзорный орган перенаправил запрос в акимат, который просто заявил, что это «не в их компетенции». Хотя, казалось бы, именно прокуратура должна была ответить, какие меры принимаются, чтобы подобное не повторилось.