Скоростная трасса Алматы – Усть-Каменогорск, одна из главных дорог страны, по мнению местных жителей, давно не соответствует своему статусу. Видео активиста Александра Плотникова из области Жетысу стало поводом для обсуждения в соцсетях. В ролике он показывает разрушенные участки, отсутствие разметки и кривые отбойники.
«Дорога в таком состоянии уже лет пять. Особенно плохо — в районе Капшагая (Конаев прим.ред.). Там, где бетон, нет ни разметки, ни нормального освещения. Ночью ехать просто страшно», — рассказал Плотников корреспонденту Sona.kz.
Проблемы на трассе не ограничиваются только асфальтом. Александр перечисляет: отбойники грязные, светоотражатели не работают, соединения кривые, местами есть провалы. Все это — прямая угроза аварий. По его словам, конструкция отбойников рассчитана на то, чтобы удерживать автомобиль при скорости до 120 км/ч. Но в реальности, из-за нарушенной конструкции, они не спасут от вылета на встречную полосу.
Жители не раз обращались к властям.
«Мы писали в соцсетях, звонили в прокуратуру и полицию, но никакой реакции. Письменных обращений не делали, но и на устные никто не ответил», — рассказывает активист.
Изменения на трассе, по его словам, идут только в худшую сторону.
«Есть участки, где дорога провалена уже по два-три года. Там просто ставят знак объезда — и все. Ни ямочного ремонта, ни капитального», — сказал он.
Отдельно Александр поднимает тему платной трассы. По его словам, платить за проезд приходится всем, а альтернативного бесплатного маршрута просто нет.
«Это должно быть выбором — платить или нет. Сейчас мы вынуждены платить. А если не заплатим — штраф до 10 МРП. Представьте, для легковых машин это накладно, а для грузовиков — тем более. С Талдыкоргана до Алматы они платят до 20 тысяч тенге», — возмущается Плотников.
Куда уходят деньги с платной трассы
Чтобы разобраться, действительно ли трассу не содержат должным образом, редакция Sona Media направила официальный запрос в АО «КазАвтоЖол» с просьбой предоставить детальную информацию о расходах на содержание трассы.
Участок Алматы – Талдыкорган обслуживают два филиала — Алматинской области и Жетысу.
Филиал по Алматинской области сообщил, что за три года на содержание дороги израсходовано:
-
в 2022 году — 752 691 443,08 ₸,
-
в 2023 году — 650 452 793,42 ₸,
-
в 2024 году — 780 854 445,85 ₸.
В том числе:
-
на разметку проезжей части потрачено: 101 млн ₸ в 2022 г., 121 млн ₸ в 2023 г., и 64 млн ₸ в 2024 г.,
-
на ямочный ремонт: 23 млн ₸ — в 2022 году, 31 млн ₸ — 2023 году и 2,5 млн ₸ — в 2024 году,
-
на освещение: почти 60 млн ₸ только в 2024 году,
-
на зимнее содержание: от 145 до 205 млн ₸ ежегодно,
-
на прочие расходы (уборка, патрулирование, покос травы и др.): в среднем около 300–400 млн ₸ ежегодно.
По участку от км 124 до км 253, который обслуживает филиал по Жетысу, в 2024 году израсходовано:
-
450 755 723,04 тенге, в том числе:
-
обстановка пути — 33,2 млн ₸,
-
разметка — 86,1 млн ₸,
-
ямочный ремонт — 50,4 млн ₸,
-
освещение — 14,4 млн ₸,
-
зимнее содержание — 162,4 млн ₸,
-
прочие расходы — 104 млн ₸.
-
Несмотря на сотни миллионов тенге расходов, Александр Плотников утверждает, что состояние трассы остается плохим, а инфраструктура не обеспечивает безопасность. Он также критикует работу экстренных служб на дороге:
«У КазАвтоЖол нет эвакуаторов. Если пробил колесо — справляйся сам. Могут только отбуксировать до “безопасного места”».
Водители надеются, что чиновники обратят внимание на реальные проблемы и начнут приводить трассу в порядок.